Как думаете, сколько примерно времени нужно, чтобы среднестатистическая девушка превратилась в самую настоящую Снегурочку? Как оказалось, на такое перерождение уходит — ни много ни мало — четыре месяца! Пожалуй, это была самая длительная подготовка материала в рамках рубрики «Журналист меняет профессию». Но оно того стоило! Стать Снегурочкой мне помог режиссер Народного театра Сергей Карбовский, так как перевоплощение произошло именно на театральной сцене.
Пойдем в театр?
На свою первую репетицию я пришла в сентябре и, оказалось, что это самое время для начала подготовки новогодней сказки! Сначала режиссер зачитывает пьесу и распределяет роли. Наша новогодняя пьеса называется «Светлячок». Ну а дальше начинается самое интересное… Репетиции!
В Бобруйском Народном театре играют около десяти человек. Иногда больше, иногда меньше. Репетиции проходят во Дворце искусств трижды в неделю: по выходным и еще один раз среди рабочей недели. Официально репетиция длится с трех до шести часов вечера, но так как в основном все артисты здесь — люди занятые, и у них есть основная работа, то эти часы могут распределяться по-разному. Например, если в какой-то день вы опоздаете или не сможете прийти, то все поймут. А также иногда из-за занятости некоторые актеры делают перерывы в репетициях (на отпуск, сессию или просто ввиду напряженной рабочей недели)
Кстати, зарплат у актеров нет: дело это просто для души и по велению сердца. А гримом, красивыми костюмами и транспортом Народный театр обеспечивает Дворец искусств.
Кастинга для участия в Народном театре тоже как такового нет: прийти и попробовать может любой желающий. А дальше все зависит только от вашего желания и старательности.
— Иногда, когда говорю знакомым, что играю в театре, они крутят пальцем у виска, — смеется один из постоянных актеров труппы Виталий Гоманьков. — А мне кажется, это — прекрасно! Я уже и не знаю, как жить без сцены!
А другой актер, Олег Крупеник, успевает играть не только в Народном театре, но и в «Слугах трех муз», а также в массовке или эпизодах многих фильмов, которые снимаются по всей Беларуси. Кстати, в обычной, не театральной, жизни Олег — охранник в ОАО «Белшина».
Самой маленькой актрисе Народного театра, Насте Книге, всего 12 лет, она ученица СШ № 4. Настя сыграла в нашей пьесе главную роль — Светлячка. Марина Царькова (или Лисонька в нашей сказке) — студентка МГУ им. Кулешова и работает в библиотеке имени Горького. Наталья Островская (Снежная королева) — учитель английского языка в электротехническом колледже им. Черныша, Берта Глушец (Кот в сапогах) — курьер в городской поликлинике № 6, а Вячеслав Микульский (Дед Мороз) — пенсионер.
На некоторое время пополнилась труппа и журналистом «Коммерческого курьера»…
«Не читай текст, а проживай!»
Репетиции проходят не всегда на сцене, чаще — в специальном репетиционном зале. Здесь установлено большое зеркало, и актеры могут наблюдать за собственной мимикой и жестами. Сергей Александрович подсказывает, с какой интонацией нужно произносить ту или иную фразу, на чем сделать акцент, как двигаться… Раз за разом прогоняя пьесу, волей-неволей учишь не только свои собственные слова, но и тексты всех героев, включая каждую песенку.
Однако одной репетицией пьесы дело не ограничивается. Нужно делать специальные упражнения и читать скороговорки — чтобы поставить сценический голос. А чтобы актерам раскрепоститься, режиссер предлагает импровизировать: изобразить цирковых животных, известную картину или разыграть любую сценку, которая придет в голову. Главное — не стесняться!
Почувствуй себя рок-звездой!
«Зачем актерам фонограмма?!» — недоумевала я поначалу. Я, конечно, очень начинающая актриса, но не настолько же… Но выяснилось, что иногда фонограмма просто необходима. Ведь сказку мы планировали играть не только на сцене Дворца искусств, но и на открытой площадке около главной новогодней елки города. Чтобы наши голоса были слышны по всей площади Ленина, мощностей наших связок вряд ли хватит, а Снегурочка с микрофоном в руках — это как-то не комильфо. Поэтому на один день нам выдалось почувствовать себя настоящими рок-звездами и записать настоящую фонограмму.
Маленькая комнатка, обитая плотной тканью, с надежно закрывающейся дверью и небольшим окошком — это место, где происходит звукозапись. Посередине стоит микрофон. Актер (или актеры, если нужно записать диалог) заходит внутрь, за ним плотно закрывают дверь, и человек остается в полной звуковой изоляции. Тут-то и пригодится то самое небольшое окно. За ним сидит звукорежиссер, который в нужный момент должен махнуть тебе рукой — «запись началась, говори!». Признаться, у меня получилось не сразу…
— Ты представь, что перед тобой зрители! — учил меня режиссер. — Твоя первая реплика какая? «Здравствуйте, ребята!». Так вот, после нее нужно сделать паузу подольше, в пару-тройку секунд. Ведь когда ты будешь на сцене, детишки в ответ тебе тоже начнут кричать: «Здравствуйте!».
Дальше запись пошла веселее.
— Вы меня, конечно, узнали? — вопрошала я и замирала, уставившись на плотно запертую дверь. — Я — Девочка из снега! Ответьте на вопрос: чья внучка я, вы знаете? (телепатическое «да-а!» от детей из будущего). Мой Дедушка — Мороз!
У опытных актеров получалось, конечно, более реалистично. Например, во время записи сцены, когда добрые герои пьесы бьют и прогоняют злого Волка, актеры не только произносили текст, но выдавали такие возгласы, что казалось, будто там и правда дерутся.
Я была уверена, что когда дверь распахнется, Виталий Гоманьков, которому досталась роль злополучного Волка, появится оттуда весь в синяках. Но нет: он вышел целый и невредимый. Чудеса, да и только!
Как Снегурочке не околеть?
Последние приготовления всегда самые волнительные. Примерка и подгонка костюма под твой размер. Грим — не только косметика, но и гуашь в помощь! Перевоплощение — это, конечно, хорошо, но только если оно не буквальное. Так что напоследок Храбрый Портняжка (Ольга Алешко) заботливо советует: «Под шубку Снегурочки надевай свою обычную куртку, под ее шапку — свою. И еще надевай несколько пар носков! А то замерзнешь, когда на площади будем играть, и станешь уже настоящей девочкой из снега. И еще из соплей».
Была уверена, что волноваться перед выходом на сцену не буду. Ну, я же «понарошку» актриса. Да и то, что надо делать, знаю уже на зубок. Но куда там! В последние секунды за кулисами пробрал прямо-таки озноб! А еще Снегурочка должна открыть спектакль, то есть появиться перед зрителями первой! В общем, режиссеру пришлось меня даже немного выпихивать на сцену, чтобы снять мой ступор. Зато с первых же секунд перед зрителями волнение куда-то исчезло.
— Здравствуйте, ребята!
— Здра-а‑авствуйте, Снегу-у‑урочка!
Эх, не зря тут в записи была пауза!
Показывать сказку для деток — настоящее удовольствие! Они так живо реагируют на каждое слово! А еще интереснее, как оказалось, наблюдать за реакцией родителей — они с не меньшим восторгом переживают за всех героев и радуются, как дети!
Уточню, что никто из артистов не заболел. Всем, и мне в том числе, было даже жарко. И секрет тут не только в количестве носков, но и в наших маленьких зрителях! Все детки после сказки хотели поиграть со сказочными героями, сплясать с ними, побегать вокруг елки в хороводе и попрыгать, «как зайчики». Признаться, ребятишки Снегурочку здорово умотали. А еще зарядили радостным настроением на целый год вперед! Кому не хватает счастья (или зарядки) в новом году, советую прийти на елочку к детям в наряде Снегурочки или Деда Мороза. Точно развеселитесь!
Ну а я снимаю бело-голубую шубку, стираю с лица блесточки, расплетаю косу и — в редакцию.
Анастасия ТРУШНИКОВА
Фото Виктора ШЕЙКИНА
ЖУРНАЛИСТ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ:
Журналист меняет профессию, или Как найти отпечатки пальцев?
Журналист меняет профессию: Контролер на один день
Репортаж из коровника, или Один день из жизни доярки
Журналист меняет профессию: Жизнь на колесах
Журналист меняет профессию: Тайны монастырских стен
Журналист меняет профессию: репортаж с улицы Крылова
Журналист меняет профессию, или Как найти отпечатки пальцев?
Журналист меняет профессию, или Сам себе трубочист