Вадим Сажин: «Я музыкант. А значит, у меня выбор только один»

Вадим Юрьевич Сажин сделал для Бобруйска немало. Его образцовая эстрадная студия «Сажинцы» прославила наш город на всю Беларусь: они становились неоднократными победителями телеконкурса «Все мы родом из детства», брали первые места в телепроекте «Сузор’е надзей» и других. Можно сказать, везде, куда «Сажинцы» приезжали, они побеждали: «Звездный Олимп» в Полтаве, «На волнах Евпатории» в России... Вадим Юрьевич в 1986 году признан отличником образования БССР, а через 10 лет его коллектив получил звание образцового. Также Вадим Юрьевич больше 20 лет сотрудничает с бобруйским театром и написал музыку примерно для 20 пьес.

Недавно Вадим Сажин отпраздновал юбилей — 55 лет. Что пройдено за эти годы? Пообщаемся с юбиляром…

— Вадим Юрьевич, расскажите о себе, о своем детстве…

— Родина моих родителей — Урал. Но так как мой отец Юрий Иванович был военным, мы часто переезжали и вот так, волей судьбы, оказались в Бобруйске. Здесь родился я. Папа стал начальником Дома офицеров в авиагородке. А мама Клавдия Васильевна на родине была педагогом с великолепным образованием, а у нас 38 лет проработала в Доме пионеров. Начинала руководителем кружка. Конечно, такой грамотный специалист, как она, не могла не добиться большего и со временем заняла там должность директора. Дом пионеров я до сих пор помню и люблю! С малолетства впитывал основы культуры, творчества… Можно сказать, что я родился и вырос в Доме пионеров. А у папы в Доме офицеров была фортепианная студия, и я стал заниматься — так началось мое знакомство с музыкой. Мой первый преподаватель — Галина Федоровна Мурасева, потрясающий учитель и человек. В то время авиагородок был большой семьей — двери не закрывались. И помню, как Галина Федоровна следила за тем, чтобы каждый ее ученик получил свою порцию знаний. Телефонов не было, поэтому если кто-то прогуливал, она выглядывала в окошко и сидела: ждала, пока школьники будут возвращаться с уроков. А там уже окликнет, подробно с каждым поговорит, почему не был и что случилось. И если на кружок у ребенка нет возможности сходить, то может и сама в гости прийти или пригласить к себе — только чтобы каждый урок маленький музыкант впитал, усвоил, не пропустил.

— А как произошел переход от фортепиано к духовым инструментам?

— Мне было интересно попробовать новое, в духовом оркестре я начал играть еще в школе. А после ее окончания в 76 м году передо мной стал выбор: «обычное» образование или музыкальное? Родители хотели отправить меня в «техноложку» в Могилев, как говорится, «на всякий случай», потому что музыкой себя прокормить трудно. Я долго сомневался, а потом решил. Все равно по той технологической специальности работать не буду. Я музыкант. А значит, у меня выбор только один. …И пошел в музыкальное училище. Оказался среди своих друзей настоящей белой вороной! В нашем районе жили дети военных, практически все пошли по стопам родителей, а тут я. Но это было счастье! После окончания я вернулся в Дом пионеров в духовой оркестр, сначала был вторым дирижером, а потом стал и дирижером ансамбля песни и танца.

— Должность руководителя принесла больше трудностей или радостей?

— Прежде всего, к счастью, она принесла работу. Работе я всегда рад. Мне открылись огромные возможности для деятельности: коллектив был практически на нуле, и я бросился с головой в новое дело. Изначально мой оркестр был только аккомпанементом для ансамбля, ни оборудования толком не было, ни репертуара. А в итоге он стал самостоятельным, профессиональным коллективом, играли авторские композиции, которые я тогда создавал. Мы ездили с ними по всей стране, участвовали во многих конкурсах. И в итоге заслужили звание образцового оркестра. Этим достижением я очень горжусь.

— Почему же в таком случае вы оставили этот оркестр на пике его славы?

— Именно потому, что он был на пике. Я просто понял, что дальше может быть либо так же, либо хуже, если начать лениться. А чего-то большего в Бобруйске на этом поприще уже не добиться. Это потолок. Я не люблю работу, которая напоминает белку в колесе: бежишь-бежишь, а все еще на месте. Отдавать такому жизнь? Ну уж нет!

— И какая была новая цель?

— Меня потянуло на эстраду. Это были девяностые годы, тогда-то и началось создание «Сажинцев»… Правда, в начале коллективы были совсем другими. Они все назывались вокально-инструментальными ансамблями и полностью соответствовали этому определению. Я же тем временем снова начинал с нуля. Это значит, что у меня снова не было ни оборудования, ни костюмов, ничего… Но зато были возможности звукозаписи (это оборудование я приобрел одним из первых). Тогда я понял, что как такового ВИА у меня не получится — зато получится студия. Я же сам могу писать музыку и делать для нее аранжировку. Так почему бы не попробовать сделать коллектив самому? Могу уверенно сказать, что само название «студия» я в Беларуси первым применил для коллектива. Потом возникла студия в Могилеве, следом подхватил Витебск, но начиналось все у нас, в Бобруйске. Набрал девочек, наработали репертуар, стали выезжать… Это было прекрасное время! Такой подъем! Я никогда так много не писал, как тогда! И востребованность возросла в разы. Меня узнали, и казалось, что я всех знаю тоже. Мои песни стали петь не только мои девочки, моя студия, но и Андрей Хлестов, Анжелика Ют, Алеся, Анатолий Ярмоленко и ансамбль «Сябры». Возможно, если бы я тогда бросил все и переехал в Минск, моя судьба сложилась бы иначе… К сожалению, на тот момент такой возможности у меня не было.

— «Сажинцы» уже достигли, на ваш взгляд, своего пика или еще нет?

— Они его достигли, я считаю, в этом году. В этом году из коллектива ушли золотые девочки, они повзрослели и уехали поступать в высшие учебные заведения. Именно они были настоящим пиком коллектива! Я их называю «золотой квинтет»: Кристина Новикова, Кристина Малиновская, Наталья Чайко, Наталья Черепович и Екатерина Гладкова. Тут совпало все: талант, характеры, ответственность, увлеченность. То, что все это сочеталось не в одном человеке, а сразу в пяти, окрыляло. Мы с ними победили во всех конкурсах, в которых участвовали, мы много ездили, но они много пели и в Бобруйске тоже. Я много написал для них. Конечно, можно надеяться, что подберется еще раз подобный состав, но за последние двадцать лет они были лучшими. Так что, думаю, теперь и тут получился мой потолок. Опять же, если бы в Бобруйске был вуз, куда они могли бы поступить, не уезжая, или если бы мы работали не в Бобруйске, до потолка было бы далеко. Мы бы сделали еще очень много…

— О каких вершинах мечтаете теперь?

— Посмотрим, как сложится жизнь. А новые проекты уже не только в мечтах, но и в работе. Например, я написал музыку для нескольких белорусских фильмов: «Притчи 1», «Притчи 2» и «Притчи 4». Ищите, смотрите, слушайте — буду рад. Для меня это был очень интересный опыт! Посмотрим, что у меня выйдет на этот раз!

— Удачи вам и покорения новых вершин!

Анастасия ТРУШНИКОВА

Фото Андрея ЖУРАВЛЕВА

Вадим Сажин: «Я музыкант. А значит, у меня выбор только один» Вадим Сажин: «Я музыкант. А значит, у меня выбор только один» Вадим Сажин: «Я музыкант. А значит, у меня выбор только один»