Девиз художника-фронтовика Владимира Александровича Доморада  был сформулирован по-военному  кратко и точно: «Всегда надо делать свое дело!».

За рисунки – синий шерстяной костюм!

Во время Великой Отечественной войны бобруйчанин Владимир Доморад попал на  фронт в Литовскую дивизию. На фронте он был снайпером, награжден двумя орденами «Красной  Звезды», многими медалями.

Художником Владимир Доморад, можно сказать, стал с раннего детства. Он вспоминал, как «сидел на печи и пытался рисовать картинки из сказок». Когда пошел учиться в СШ №6, то, «как следует, взялся за дело, лучшие рисунки  выставлялись на виду, над доской». За свои рисунки он получил шикарную по тем временам премию – синий шерстяной костюм». Его радости не было конца, и эти эмоции художник пронес через всю жизнь.

На вступительных экзаменах в Витебский художественный техникум будущий художник сильно приуныл, получив по географии «двойку»: не знал, где находится Красное море. Но преподаватели смогли разглядеть в молодом человеке талант художника. Так Владимир Доморад был принят в Витебский художественный техникум.

Витебская школа акварели

Домораду посчастливилось учиться у Ивана Осиповича Ахремчика, Владимира Яковлевича Хрусталева, Льва Мееровича Лейтмана. Молодой художник неоднократно бывал в доме педагога Марка Шагала – Иегуды (Юделя, Юрия) Пэна, которому было тогда уже за 80. Великий мастер почти ничего не видел, но продолжал рисовать и был примером для восхищения и подражания. Увы, в ночь на 1 марта 1937 года было совершено страшное преступление: старого художника убили в собственном доме, предположительно, зарубив топором. Орудие преступления до сих пор не найдено, и в этой смерти очень много загадочных обстоятельств.

В 1939 году Владимир Доморад получил диплом об окончании Витебского художественного техникума. Через два года в мирную жизнь людей ворвалась война. В такой ситуации каждый молодой человек стремился занять свое место в строю. Но приключения буквально преследовали бобруйского художника.  Для начала его из-за фамилии почему-то приняли за французского диверсанта, хотя фамилия имеет чисто русское происхождение.

А однажды под Орлом, в очень красивую ночь, когда так хотелось жить, вдруг возникло предчувствие конца... В этом бою Доморад был дважды ранен. Но именно там и произошла у художника переоценка ценностей, и природу он почувствовал по-другому. Работал в основном в технике акварель, потому что именно она дышит жизнью. А когда, как поется в известной песне «до смерти четыре шага», то человек особенно начинает ценить красоту и спокойствие родной природы. 

В годы войны художник-фронтовик выходил на «снайперскую охоту» с винтовкой Мосина. Его любимая техника – акварель, которая, как известно, вырабатывает «зоркость глаза, уверенность и смелость руки, тонкое ощущение прекрасного». Поэтому и снайпером во время войны он стал, наверное, не случайно. Привыкшему за годы войны к походной жизни художнику, эта техника была наиболее удобной, и, по его собственному мнению, она у него лучше получалась. Своим учителем Доморад считал природу, которую он, будучи  снайпером, глубоко умел наблюдать.

Победа пришла весной! Люди, пережившие общее горе, были полны энтузиазма скорее восстанавливать разрушенное войной. В трудные послевоенные годы не было уныния. Во дворах играли гармони, люди пели, танцевали. В Бобруйск периодически приезжал ансамбль Белорусского военного округа, который прошел всю Великую Отечественную войну с 3-им Белорусским фронтом. Артисты неизменно выступали в Доме офицеров.

Вся послевоенная деятельность Владимира Доморада, как нельзя лучше иллюстрирует русские корни его фамилии: «дом» и «рад». С большим желанием Владимир Доморад занимается индустриальным пейзажем, активно участвует в выставках. В 1966 году становится членом Белорусского союза художников.

Мастер индустриального пейзажа

Среди акварелей Владимира Доморада, посвященных шинному комбинату, стоит отметить работы «Здесь будет шинный» (1966г.), «Белорусский шинный строится» (1968г.), «Шинный. Разборка оборудования. (1970г.).

Машиностроительный завод имени Ленина после Великой Отечественной войны представлял печальное зрелище, но шли годы, и многое было сделано по его восстановлению. У Владимира Доморада есть акварель, посвященная и этому предприятию – «Завод Ленина достраивается», она относится к 1975 году.

Бывая часто на этюдах, художник считал своими любимыми местами Березину. Пристань на Березине он рисовал еще в 1949 году. Этюд так и называется «Пристань на реке Березине». Среди его работ также акварель «Пристань. Начало строительства» (1964г.), акварель «Теплоход у причала» (1968г.).

Когда началось строительство ТЭЦ-2, Владимир Доморад откликнулся своей акварелью и на это событие. Его работа называется «Строительство ТЭЦ-2» (1970г.). Есть работы посвященные  предприятиям города, выполненные не только в акварели, но и в других техниках. Это графические листы «Гидролизный завод», «Домостроительный комбинат», «Лесокомбинат. Подача леса на бревнотаску».

Бобруйск – город художников

В Бобруйске сейчас проживает более 200 художников. В нашем городе действует единственная в стране городская организация Белорусского союза художников (кроме столичной и областных). А это значит, что в городе работает более 10 членов Союза художников.

И эта особенность может вывести наш Бобруйск на совершенно другой уровень культуры. Очень важно грамотно распорядиться задокументированной в акварелях художника историей восстановления промышленности города, и сохранить её для молодого поколения бобруйчан.

Сегодня, находясь в запасниках, эти работы ждут своего часа, когда их увидят люди, работники бобруйских предприятий, чтобы подтвердить, что наш город – это город талантливых художников.

Любовь БИДЮК

Фотографии предоставлены Бобруйским краеведческим музеем

Бобруйск – город художников. Предприятия города в акварелях Владимира Доморада