Как давно вы ездили отдыхать без фотоаппарата? Сейчас, кажется, ни одно путешествие не обходится без сотни-другой фоток, причем все они обязательно гордо выставляются в социальные сети. И каждый кадр, как на подбор, похож на предыдущий. Море Красное, море Желтое…

А в эпоху черно-белых фотографий и поехать-то можно было только к морю Черному или Белому… Тогда и к фотографиям относились иначе: снимали редко, а потому каждое фото было особенным. Посмотрите! На старых снимках не просто запечатлены счастливые мгновения — это отголоски другого времени. Осторожнее листайте этот выпуск «Бобруйского фотоальбома»! Будто собственные старые, пожелтевшие страницы семейного альбома с черно-белыми снимками — старое фото может надорваться…

Сегодня мы открываем еще одну страничку в нашей рубрике, на этот раз вспомним первый, еще советских времен, отдых на море.

Олег ВОЛОХ, футболист, в прошлом главный тренер ФК «Белшина» и женской сборной РБ:

— Все мои поездки на море связаны с футболом и со спортивными сборами. Как и вся жизнь. Где мы только ни бывали! Разве что в Америке не были… Мне уже 72 года, я успел объездить чуть ли не весь мир: Европа, Азия, Африка… И это когда еще с пересечением границы было сложно: шестидесятые годы! Первая поездка случилась в мои девятнадцать лет, на Черноморское побережье — Ялта и Сочи… Помню, только-только прилетели, переоделись и бегом на море! Словно в раю очутились: вода — до горизонта, на деревьях висят лимоны, как яблоки. И жара! А вот когда впервые выехали в Европу, удивили прежде всего люди. Все улыбаются, все какие-то спокойные и счастливые. Советский народ в то время был, наверное, более уставший.

Бобруйский фотоальбом, или «Граждане отдыхающие!»

Конечно, носить европейские вещи в советские времена было настоящим шиком! Чтобы их купить, мы везли в Европу водку. Особенно в этом плане запомнились Германия и Финляндия. Немцы относились к нам очень приветливо, время послевоенное было, и вся их страна старалась показать, что они не гитлеровцы, что они хотят мира и дружбы. А в Финляндии вообще водки не было, поэтому там тоже нам радовались. Сами-то мы не пьем, спортсмены. Но вот дать попробовать русской водки немцу или финну — почему бы и нет? …Как все к нам сбегались! Доходило дело до того, что мы одну бутылку в Германии продавали за пятьдесят марок! Что можно тогда было купить за пятьдесят марок? Да все! То есть главное — джинсы, конечно. Это первое, это мечта, это джи-и-инсы! А еще кучу футболок, туфли… Если продать еще бутылочку-другую, то можно было одеться с ног до головы, включая дубленку.

У нас же бутылка водки в шестидесятые годы стоила всего два рубля восемьдесят семь копеек.

Приезжаем домой франтами! Стилягами! Весь двор потом собирается вокруг и смотрит. Интересно, что все это барахло нам ввозить разрешали, а вот фотографии везти из-за границы было запрещено. Они считались пропагандой «тамошнего» мира. Поэтому у меня не много фото того времени, только парочка. Потом уже этот запрет сняли, это были, можно сказать, настоящие контрабандные фото! Сейчас они и не сохранились...

Олег ТКАЧЕВ, художник-керамист, член Белорусского союза художников:

— Нашу семью морем не удивить. Супруга родилась на Балтике, а потом жила на Новой земле (архипелаг Северного Ледовитого океана, Арктика). Там она пошла в школу… Даже видела белых медведей! У меня история скромнее: жил я здесь, но у нашей семьи родственники в Херсонской области (Украина). Каждый год на пару месяцев мы уезжали к ним в гости, а они жили в шестидесяти километрах от моря. Это были восьмидесятые-девяностые годы. Такие поездки не были чем-то особенным, скорее привычным и родным. Но первую свою встречу с морем я очень хорошо помню. Мне было десять. В Бобруйске с пяти лет серьезно занимался плаванием, ходил в специальный класс, даже награды небольшие были… В общем, воды не боялся. И вот захожу в море, такой уверенный и счастливый. И раз! Тут же накрывает волной — я уже на берегу. «Вот это силища! А человек такой маленький», — первая мысль при первой встрече со стихией. Было страшно, волнительно и интересно.

Бобруйский фотоальбом, или «Граждане отдыхающие!»

Вообще, все поездки к морю были интересными, ведь это самое детство. Помню, как-то пошли с братом собирать гильзы: поблизости от нашего дома была база, где учились стрельбе милиционеры. Но, как и в любом детском приключении, мы туда так и не дошли: по дороге обнаружили удивительное место — небольшой склон, а с него стекала речушка, образуя мелкий водопадик. Красота! Стоим, любуемся. И видим, что рыбы в речке плещется много-много, бычки. То ли на нерест мы какой-то напали, то ли что. Разбираться не стали, сняли брюки, завязали узлом штанины и вытащили этими «ковшами» полные штаны улова! Все домой принесли! Вот местным котам счастье потом было!

Или, например, другой случай. Покупались мы с братом в море, на велосипедах ездили, обратно решили через арбузное поле. Мокрые вещи сзади на багажник положили. И, естественно, захотели посмотреть, созрели арбузы или нет. Остановились, один разбили — зеленый, второй — тоже. Стоим, бьем. Что еще для счастья надо? И тут охрана! Мы — на велосипеды и давай! Брат быстро умотал, а я пыхчу, изо всех сил педали кручу, а они на одном месте прокручиваются и все тут. Уже почти настигли меня, но я до последнего думал, что смогу. Стараюсь-стараюсь, и надо было в это время моим мокрым штанам упасть с багажника прямо на цепь и запутаться! Охранники все ближе… Просто фильм ужасов! Поймали меня, конечно. И здорово отчитали. Эх! …Сейчас уже со своими детьми туда езжу. Им так нравится! Я смотрю на них и радуюсь, словно самому снова десять…

Алла ГРАХОВА, актриса театра имени В. И. Дунина-Марцинкевича:

— Первая поездка на море всегда особенная, но для меня она стала особенной вдвойне. Это был конец семидесятых. Я тогда только переехала в Бобруйск, устроилась в театр и познакомилась с актером Евгением Граховым. Мы влюбились, начали встречаться… И как-то он пригласил меня съездить отдохнуть вместе в Евпаторию. Я, разумеется, согласилась. Прилетаем. Только вышли из самолета, как он, словно невзначай, говорит мне: «Между прочим, здесь живут мои родители, и я тебя им сейчас представлю». Это был шок! Я так разнервничалась, что чуть обратно не улетела! Но все, конечно, прошло хорошо. Впоследствии мы ездили туда с Евгением (уже поженившись) каждый год.

В санатории я никогда не отдыхала, только в доме у родственников, поэтому воспринимала город не глазами туриста или отдыхающих, а как местный житель. И сначала эти места произвели на меня угнетающее впечатление. Море, конечно, очень красивое, оно прекрасно всегда. Но там, где моря не видно, — сплошь голая земля и камни, зелени почти нет, пыль, степь и жара. Тоскливый пейзаж. Повсюду в городе висели растяжки: «Просим не шуметь! В городе больные дети». Очень много деток съезжалось туда именно на лечение. Сейчас, конечно, там все иначе…

Бобруйский фотоальбом, или «Граждане отдыхающие!»

Дорога обратно — особенная часть такого путешествия. Никогда не забуду битком набитые поезда: людьми, дынями, арбузами, вокруг галдят и хохочут. Было душно, тесно, но так весело! Наверное, каждый из моего поколения это пережил. Как хорошо — в поездах до сих пор подают чай в граненом стакане и подстаканнике. Это приятная частичка той жизни.

А вообще, во мне умер прекрасный водолаз! Я именно в Евпатории впервые ныряла, как же мне понравилось! У нас тогда не было так много развлечений, как сейчас предлагается отдыхающим. Плавание в море, курзал с музыкой, прогулки по набережной — вот и все… И, знаете, наверное, это было хорошо. За многочисленными играми и суетой часто можешь не заметить главного. Чего-то большего.

После смерти моего супруга я долго не была в тех местах, но в прошлом году со старшим сыном решили снова съездить в Евпаторию. Прошлись по тем же улочкам, набережной, пляжам… На каждом уголке в памяти всплывали картины нашего прошлого, сердце просто замирало. Это самая прекрасная ностальгия!

Анастасия ТРУШНИКОВА

Фото из архивов героев статьи