Этот призыв из динамиков телевизора и радио для многих из нас не так давно заменял звон будильника: все, подъем, новый рабочий день начинается, мыться-бриться-завтракать – и марш арбайтен. Правда – скажите, кто из вас беспрекословно подчинялся этой и всем последующим командам ведущих? Вот и я о том же: в основном мы усваивали их параллельно с утренним омлетом и сосисками. Во-первых, при тогдашних двух телеканалах выбирать не приходилось. Во-вторых, инструкторши иногда бывали очень даже ничего… В отдельных случаях зрители даже умудрялись дать себе зарок с понедельника присоединиться к спортсменам по ту сторону экрана – ну хотя бы на пяток приседаний.

А ведь многие слышали этот призыв дважды в день. Вторично – уже на работе, если таковая была сидячей. И это уже не дом, где ты хозяин: раз член коллектива – становись в ряд. Попытки сослаться на здоровье, ворчание вполголоса, задорное щелканье коленок при приседаниях…

Все это вкупе со многими другими «символами эпохи» булькнуло в Лету в конце прошлого тысячелетия. Только сейчас мы постепенно начинаем понимать, что в запале побросали в реку забвения и много чего полезного. Ведь тираны-инструкторы заботились прежде всего о нашем здоровье, пускай даже их представления о его пользе с нашими не очень-то стыковались…

Впрочем, оказывается, при желании кое-что из утопленного возможно поднять со дна. Бывший инструктор по спорту ОАО «Славянка» Юрий Валентинович Николаев рассудил примерно так, когда полтора года назад обратился к руководству предприятия возобновить практику производственной гимнастики. Аргументы, приведенные им, были весомы, посему начальство согласно кивнуло в ответ. Получив «добро», инструктор поехал в Могилев, в управление спорта облисполкома, и вскоре вернулся оттуда с диском, на котором были записаны два комплекса упражнений.

С их содержанием все работники «Славянки» познакомились очень скоро, когда из громкоговорителей во всех цехах зазвучала музыка и призыв «принять исходное положение». Бури восторга поначалу не наблюдалось: в основном реакция была примерно такой: «Да что я, девочка – руками-ногами махать? За перерывчик, конечно, спасибо, только я лучше просто пешком постою». Но руководство обязало всех подходить к этому делу ответственно, и с той поры с 12.50 до 13 часов цеха фабрики стали превращаться в гимнастические залы: гул машин разом затихает, и пространство под сводами заполняют команды «ноги на ширину плеч», «руки в стороны» и так далее.

Вскоре выяснилось, что навыки, усвоенные на школьных уроках физкультуры или на физкультминутках советского прошлого, многими основательно подзабыты: махи и приседания выполнялись довольно нескладно, невпопад. Синхронизировать процесс помогла инициатива самих работниц: в каждой бригаде была выбрана своя инструкторша, на которую и равняются коллеги. В смысле – сознательные коллеги. Ведь некоторые, осознав, что новация пришла всерьез и надолго, применили еще один подзабытый прием: стали приносить справки «по освобождению». Справка – это, конечно, документ серьезный, и против него руководство возражать не станет. Вот только часть «освобожденцев» во время гимнастики оккупирует места для курения возле цехов. Ну прямо как в школе, честное слово…

Но это частности. А в целом – многим нравится. «Сами бы, конечно, до такого не дошли, – в один голос утверждают работницы «Славянки». – Ну а в таком виде… Втянулись уже. Некоторые, с ужасом осознав, что пару раз присесть тяжковато, даже в фитнес-клубы стали записываться. Дело ведь такое: стоит только начать…»