null

14 января ДМШ № 2 им. В. В. Оловникова принимала дорогого гостя — Игоря Владимировича Оловникова, профессора академии музыки, народного артиста Беларуси, сына знаменитого композитора. Музыкант дал мастер-класс лучшим ученикам школы, а также исполнил фортепианный концерт длиной в час.

Перед каждым отрывком из Огинского, Чайковского, Бетховена, Листа, Шопена пианист немного рассказывал о композиторе и особенностях исполняемой пьесы. Ученики школы снимали исполнение Сен-Санса на мобильники, педагоги после концерта расходились, оживленно обсуждая событие, а кто-то незаметно смахивал навернувшиеся слезы…

— Программа эта уходит от того, что принято называть академической программой, — пояснил Игорь Владимирович позже, в беседе с журналистами. — Конечно, здесь есть отрывки из серьезной классики, но есть и более легкая музыка, хотя и классическая. Я различаю то, что нужно детям, и то, что нужно их родителям-немузыкантам, которые просто любят музыку, иначе они никогда не отдали бы детей в музыкальную школу. Конечно, ребенку не понятна трагедийность такой психологической вещи, как «Романс» Свиридова. Просто мелодия красивая.

— По вашим наблюдениям, музыкальное образование популярно?

— Когда мой учитель Яков Флиер, пианист-виртуоз, профессор Московской консерватории, стал лауреатом на исполнительских конкурсах в Брюсселе и в Вене, его по возвращении встречала вся страна — он был героем, это был уровень недосягаемый. А сейчас существует столько конкурсов, что победа в любом из них не дает практически ничего. Пианист может выиграть такой крупный конкурс, как конкурс Чайковского, но при этом остаться в полной безвестности. Перепроизводство музыкантов, и в частности, пианистов привело к тому, что о них никто не знает.

— Так во всем мире?

— Это касается только бывшего СССР. А в мире очень развита частная педагогика, каждая культурная семья считает необходимым, чтобы ребенок учился музыке, но это не значит, что он станет музыкантом. А у нас программа поставлена так: мы как бы готовим профессионалов. И эти годы не проходят бесследно. Кстати, японцы в анкету для соискателей на вакантную должность включают вопрос о том, обучался ли соискатель музыке, — и предпочтение отдается музыканту.

— Но желающих получить музыкальное образование меньше не становится…

— Несмотря на то, что наша профессия сейчас недостаточно престижна, неденежная абсолютно, люди стремятся стать музыкантами. Профессия — сплошное жертвоприношение. Но почему-то поток абитуриентов не убывает. Это какая-то бацилла: если ребенок заразился ею, он музыку не бросит. Я знаю даже одного человека, который после окончания музыкальной школы сменил специализацию, стал летчиком, но через 20 лет пришел и сказал своей учительнице: «Наверное, я ошибся, не надо было оставлять музыку».

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Александра ЧУГУЕВА

null null null null