null

Для глубоко верующего православного человека, а тем более для священнослужителя побывать на Святом Афоне — то же самое, что альпинисту взойти на Эверест. Это вершина духовных устремлений. Иерею Дмитрию Первию, настоятелю Свято-Покровского храма г. Кировска, посчастливилось на семь майских дней влиться в состав единственной в мире православной монашеской республики с тысячелетней историей. Свежие воспоминания и неизгладимые впечатления отца Дмитрия записал корреспондент «Коммерческого».

«Святой Афон находится на полуострове Халкидики в Греции. Полуостров похож на трезубец, Афон — восточный «зуб», от 7 до 12 километров в ширину он уходит в Эгейское море на 80 с лишним километров. Красоту территории Афона трудно описать привычными категориями. Представьте себе прекрасную, большей частью нетронутую человеком природу, попеременно горную, равнинную и приморскую. В юго-восточной части высотой 2033 метра над уровнем моря возвышается гора Афон. Несмотря на то, что это полуостров, добраться сюда можно только морем.

Некогда на Афоне было 180 монастырей, в которых жили около 40 тысяч монахов. Сейчас действующих монастырей — 20, в том числе один русский — святого Пантелеймона, один болгарский и один сербский. Общее количество монахов нынче — не больше тысячи. Порядки здесь строгие, не меняющиеся веками: женщин не принимают вообще, а для мужчин требуется специальное разрешение на паломничество — «диамонитирион», которое выдает константинопольский патриархат. Такие разрешения были получены — для меня, для настоятеля осиповичского Кресто-Воздвиженского храма Александра Киселева и для мирянина, предпринимателя Андрея Смирнова.

Значимость Святого Афона для православного человека я бы обозначил тремя важнейшими составляющими: это Удел Божией Матери, это святая святых — алтарь современного мира и это огромное место молитвы, где храмом является сама земля.

Сошли с парома, разместились в русском монастыре и — сразу на вечернюю службу. Потом — поклонение мощам (в Афоне — огромное количество мощей и других святынь), трапеза и — спать. Утро на Афоне начинается в… два часа ночи. Нет, не рассветное утро, а общественное. Подъем, омовение, служба, трапеза и — в путь. Молитва и дорога — этими двумя словами можно охарактеризовать всю афонскую жизнь. Идешь в буквальном смысле куда глаза глядят. И при этом почти физически ощущаешь, что тебя ведут, что каждый твой шаг неслучаен. Дорог в общепринятом понимании там нет, в основном — тропы. И так весь день: на своих двоих по тропкам, взбираясь на кручи, обходя овраги, преодолевая горные реки, утоляя жажду из родников, коих там множество.

По пути заходили в храмы, преклонялись святыням и не переставали удивляться то и дело возникающему ощущению: тебя здесь ждали. Вот пример. Отправляясь в поездку, я перед собой поставил цель: привезти что-нибудь с Афонской земли для своего прихода. Больше всего хотел евхаристический набор — это несколько предметов для таинства причащения. И вот однажды, отправляясь в дорогу, я попросил у Божией Матери помощи в этих моих чаяниях. Заходим по пути в один из монастырей. Интересуюсь у монаха, где можно приобрести что-нибудь для храма. И тут мне навстречу выходит игумен и протягивает в дар… евхаристический набор! Ручной, естественно, работы, бронзовый, с серебряной вставкой. Очень красивый. Приезжайте в Свято-Покровский храм — увидите.

Патриархальный быт афонских монахов цивилизацией не испорчен. И в ее достижениях не нуждается. Каждодневное двухразовое «меню» состоит обычно всего из трех «блюд»: хлеб, оливки, вода. Хлеб выращивается, оливки произрастают, чистейшая родниковая вода повсюду. В некоторых монастырях выращивают картошку, помидоры, апельсины, лимоны, виноград (в том числе для изготовления изюма и вина). Только земледелие, никакого скотоводства. А вообще каждый монастырь имеет свою специализацию — где-то ткут, где-то столярничают, где-то занимаются гончарным или литейным делом. И натурально обмениваются продуктами труда. Интересно, что здешние монахи не позволяют себе умерщвления соседствующей живности — ящериц, змей, пауков… Разве что комара прихлопнут, не более.

На Афоне запрещен любой интерактив — от мобильной связи до Интернета. Телевидение и радио тоже под запретом. А вот газетку можно почитать. Правда, не очень свежую. Постучались мы однажды в один из греческих монастырей. Встретили нас, как всегда, радушно, предложили трапезу, ночлег (в каждом монастыре есть гостиный двор). И русскоязычную прессу: «Русские церковные ведомости» за 1904 год! Главная новость — началась русско-японская война. Почитали с интересом. Кстати, на Афоне используется исключительно юлианский календарь.

Помимо духовной составляющей, путешествие по Афону само по себе невероятно увлекательно. Вот представьте. Сворачиваете вы на едва заметную, явно годами нехоженую тропу. И через несколько сотен метров набредаете на заброшенный скит. Будто на хижину Робинзона. Кто и когда здесь жил и почил, так и останется тайной.

Вообще, монахи-отшельники — это отдельная, очень важная часть населения Святого Афона. Важная, без преувеличения, для всего мира. На Афоне живут подвижники-старцы, которые неустанно молятся не о себе или о конкретных других людях, а обо всем человечестве. Они пребывают в полном уеди­нении в так называемых «скитах на катушках» — это некое высокогорное место: раз поднявшись, остаешься до конца своих дней. Катушка — простое подъемное устройство, с помощью которого время от времени старцу посылаются святые дары для причащения. Если в оговоренное время катушка не опустилась — значит старец почил. И на высокий скит поднимается его преемник.

Резонный вопрос — как пополняется веками исключительно мужское население Афона? Способ прост и неизменен: приехав однажды, остаться навсегда. В сравнении с прошлыми веками Афон сейчас пустует — решиться на отказ от благ цивилизации нынче способны очень немногие. Свободных келий и скитов предостаточно. Здесь нет ни полиции, ни паспортной службы, никаких тебе «вступительных экзаменов». Выбирай и поселяйся.

Что дала лично мне эта поездка? О духовной составляющей могу говорить долго. Ощущение отсутствия времени. Абсолютное отрешение от земных проблем. Полная сообразность человеческих устремлений и Божьего промысла. Явственное понимание того, что мир на самом деле держится и строится не на каких-то политических или социальных событиях и взаимоотношениях, а на духовных основах. Значительно более важных и прочных. Святой Афон — одно из мест, на которых держится наш мир. Это паломничество считаю главным событием своей жизни. Кстати, и здоровье поправил: на неделю попросту забыл о сахарном диабете. Да и сейчас почти не вспоминаю.

Цель моей дальнейшей жизни отныне определена совершенно отчетливо: когда-нибудь вернуться на Святой Афон».

Записал Андрей ЛУЦ

null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null null