Бобруйский Дворец искусств по праву может гордиться 30‑летней звездной историей. Юбилей он отмечает концертом 6 марта с приглашенными звездами эстрады.

За эти три десятка лет сменялись руководители и работники Дворца искусств, сотни талантливых бобруйчан стали выпускниками творческих коллективов. А еще — все тридцать лет (ведь нашему изданию в этом году тоже тридцать!) корреспонденты «Коммерческого курьера» вели своеобразную летопись Дворца искусств, описывая многие события и мероприятия. Сегодня мы решили отследить основные вехи этой связывающей нас истории.

Что-то можно найти в подшивках газет — до того, как появился сайт. Но многое можно узнать и из материалов интернет-архива, ведь и после 2000‑х мы не раз общались с важными для Дворца людьми, они вспоминали те моменты, которые могли не сохраниться на пожелтевших газетных страницах.

Представляем вам выдержки из этих статей. Сами материалы вы можете найти на нашем сайте bobruisk.news.

Каким он был — остался лишь на фото

Все меняется вокруг нас с течением времени. И Дворец искусств когда-то был другим. Но больше всего изменений претерпела придворцовая площадь.

О строительстве Дворца искусств в интервью упомянул Роман Еренбург, бывший замдиректора шинного комбината, свидетель и участник строительства многих объектов на Даманском: «Дворец искусств изначально был заложен в генплане города, но строился на средства шинного. Стройка, которая завершилась в 89‑м, стартовала еще в 70‑х, и здесь в ход событий вмешалась Олимпиада. Все лучшие стройматериалы тогда шли преимущественно на спортивные объекты, а нам по проекту необходим был алюминиевый профиль для окон. Чтобы его добыть, пришлось достучаться до Совета министров СССР. Утвердительную резолюцию на документе написал лично первый зампред Совмина Николай Александрович Тихонов». В материале Андрея Чижика за 2020 год много и других воспоминаний Романа Михайловича о строительстве Даманского.

Об Икаре над входом во Дворец, декоративных столбах, «саде камней» и других интересных фактах о строительстве здания вспоминал в статье-расследовании 2014 года Анны Лапицкой бывший заместитель генерального директора по капитальному строительству шинного комбината Николай Михайлович Хуродеенко: «Работы по возведению Дома культуры шли долго, лет пятнадцать. Начинали, бросали… А я заведовал стройкой только один, заключительный, год. Как вы понимаете, работы у меня хватало, и поэтому я не сильно вникал в тонкости с Икаром. Вообще-то их было два, идентичных. Первого мы установили с помощью крана. А второй был рассчитан на обзор с улицы 50 лет ВЛКСМ. Но к той стене у крана не было возможности подъехать. Я пытался договориться о монтаже с помощью грузового вертолета. Несколько раз ездил к Баранову — в то время командиру вертолетной эскадрильи. Но дело все затягивалось. В итоге второго Икара, смонтированного и более или менее готового… растащили». С течением времени все меняется, и многое, о чем в статье идет речь, можно увидеть теперь лишь на старых фото.

Еще один объект относится ко Дворцу искусств. «Горку соорудили в 1990 году вместе со строительством Дворца искусств», — а это уже воспоминания Алексея Ивановича Маркова — пожарного Дворца искусств. О той самой горке, на которой так любят зимой резвиться дети. О том, откуда она взялась и какие тайны скрывает, он рассказал нам в материале Екатерины Гугаловой за 2016 год.

Много материалов было посвящено и современным реконструкциям. В 2017 году, когда Бобруйск передавал эстафету культурной столицы Новополоцку, у Дворца установили скульптурную композицию «Бобруйск — культурная столица Беларуси 2017» авторства Александра Шаппо, члена Союза художников Республики Беларусь. В этом же году началась реконструкция площадки, итоги которой не устроили многих бобруйчан, а ремонт, кажется, так и не закончился. А еще у Дворца есть нерабочий фонтан, судьба которого тоже пока не ясна.

Тайны Бобруйского Дворца
Н. А. Головкин с Валерией, 2004 год

Таким образом за эти годы мы раскрыли для наших читателей, наверное, все тайны Дворца искусств в плане его появления в нашем городе и возникновения объектов, причастных к его истории. Теперь давайте вой­дем внутрь.

Люди и творчество

«Коммерческий» заглядывал в разные отделы Дворца. «Вместе с фотографом мы побывали в святая святых Дворца искусств — костюмерно-пошивочном цехе. Именно здесь, в руках замечательных женщин-умелиц, рождаются наряды для артистов. Знакомьтесь: заведующая цехом Ирина Николаевна Хорхалева с 20‑летним стажем работы в цехе, а также художник-модельер Марина Николаевна Вербицкая, закройщик Виктория Александровна Чеботарева, костюмер Елена Анатольевна Каховка. Да, всего четверо». В статье Екатерины Данильченко за 2013 год раскрываются секреты создания костюмов, в которых бобруйские артисты, воспитанники коллективов Дворца покоряют сердца зрителей.

О коллективе тогда нам рассказывала нынешний директор Дворца искусств Инна Новикова: «Моя коман­да — это профессионалы своего дела. У нас работают специалисты высокого уровня: главный режиссер Анатолий Иванович Бриченок, художественный руководитель Наталья Александровна Шуликова и руководитель гастрольно-концертного отдела Виктория Ивановна Мажара. Наши звукорежиссеры были отмечены специалистами СТВ при проведении «Золотой коллекции белорусской песни». «Уровень столичного телевидения», – сказали наши минские гости. Моя же роль в коллективе — объединить усилия специалистов, помочь в организационных вопросах и просто не мешать им выполнять свою работу». В статье Евгения Юшковского за 2017 год описана не просто работа администрации Дворца искусств, но и то, каким образом она выходит за рамки стен Дворца и распространяется на весь Бобруйск.

Журналист Анастасия Трушникова в 2017 году даже влилась в коллектив народного театра (тогда им руководил Сергей Карбовский) и получила незабываемый опыт на сцене в роли Снегурочки: «Маленькая комнатка, обитая плотной тканью, с надежно закрывающейся дверью и небольшим окошком — это место, где происходит звукозапись. Посередине стоит микрофон. Актер (или актеры, если нужно записать диалог) заходит внутрь, за ним плотно закрывают дверь, и человек остается в полной звуковой изоляции. Тут-то и пригодится то самое небольшое окно. За ним сидит звукорежиссер, который в нужный момент должен махнуть тебе рукой — «запись началась, говори!». Признаться, у меня получилось не сразу…».

Ну вот мы вспомнили и о творческих работниках Дворца. Конечно, много материалов у нас выходило и о коллективах с их руководителями. Мы писали о заслуженном любительском коллективе Республики Беларусь театре песни «Шина-най» (руководитель Алла Ефименко), узнавали, каким музам служат актеры образцового музыкального театра «Слуги трех муз» (руководитель Инна Петраш), сопровождали отчетные концерты образцовой хоровой студии «Бобренок» (руководитель Егор Уваров) и многих других творческих коллективов Дворца. И конечно, вместе с Дворцом мы отмечали его юбилеи — на страницах газеты.

Ближе к звездам

А как насчет заглянуть за исторические кулисы сцены?

О том, какие звезды выступали на сцене Дворца и как вели они себя в гримерных, Галине Чирук в 2016 году «по секрету» рассказывала бывшая тогда заведующей гастрольно-концертным отделом Ольга Федоровна Урманова, которая проработала там более двух десятков лет.

«Гастрольно-концертная история новой площадки — Дворца искусств, способного достойно принять звезд большой величины, началась с концерта Влада Сташевского, которого в 1995 году привез в наш город известный продюсер Юрий Айзеншпис. Правда, тогда еще не было нынешнего Дворца искусств, а учреждение называлось КСК «Шинник» и числилось на балансе шинного комбината».

«В1995–1996 годах бобруйчане побывали на концертах Вадима Казаченко, Татьяны Булановой, Клары Новиковой. С 1997 года многие звезды эстрады выступили в Бобруйске в рамках фестиваля «Золотой шлягер», который организовывался в Могилеве, а несколько концертов обязательно проходили на бобруйской сцене. Так Бобруйск смог услышать Робертино Лоретти, группу «Бони М», Валерия Ободзинского, Вадима Мулермана, Ксению Георгиади, Николая Гнатюка, Людмилу Сенчину, Вахтанга Кикабидзе, Анне Вески, Николая Сличенко и Рената Ибрагимова».

Из статьи наши читатели узнали, что Владимиру Кузьмину довелось искупаться в туголицких озерах, «Бони М» — услышать собственные записи на Социалке, а Ваенга восторгалась аистами из окон гостиницы «Турист»…

А сколько эмоций принесли нам и нашим читателям воспоминания о звездах Николая Александровича Головкина, работавшего директором ДИ с 1994 по 2011 годы!

Тайны бобруйского Дворца
Строительство Дворца

«…Филипп Киркоров почтил Бобруйск своим вниманием еще до брака с Аллой Борисовной. Зал — битком. Начался концерт. И вдруг — под воздействием его могучего голоса или сверхмощной аппаратуры — от стены отклеилась облицовочная плитка и, упав, поранила женщину, стоявшую в проходе. Вот и ответ на вопрос: зачем стены в концертном зале завешаны сеткой? Именно для защиты от угрозы сверху. Сначала приспособили волейбольную сетку, а со временем заменили ее тонкой, почти незаметной плетенкой из кордовой нити». Много таких воспоминаний записал в 2012 году журналист Андрей Луц.

И пусть звезды зажигают

Не раз и не десяток раз, а гораздо больше бывали наши корреспонденты на концертах звезд во Дворце искусств. Со многими даже удавалось сделать интересные интервью, заглянув в гримерки. По материалам на сайте можно вспомнить и эти замечательные вечера.

Интересный разговор состоялся у Екатерины Данильченко после юмористического концерта с «Братьями по разуму» в 2013 году. Журналистке даже разрешили пощупать живот Александра Морозова, чтобы узнать, настоящий ли он: «И в самом деле — настоящий! А я сомневалась. Честно говоря, в гримерке, в окружении артистов, ощущала себя немного растерянно, как-никак мужчины в годах, а я тут со своим «пощупать». Самый молодой из тройки, сорокалетний Саша, наверное, давно привык, что его воспринимают как большую мягкую игрушку».

А вот что удалось узнать в 2015 году о Кристине Орбакайте Артуру Хведуку: «За это время мы познакомились с ее водителем Повиласом. Он по секрету рассказал, что Кристина — девушка вежливая, общается исключительно на «вы», но разговаривает мало, в машине на заднем сиденье она спит почти всю дорогу, музыку не слушает. Вместе с ней путешествуют директор и один охранник».

– Сколько евреев в вашей группе?

— Все!

Догадались? Это из статьи про один из концертов «БИ‑2» на родной сцене. Писал Дмитрий Суслов в 2016 году.

Об аллергии на животных и ее преодолении, о 150 кошках театра и о том, откуда они там берутся такие талантливые, с Дмитрием Куклачевым в 2018 году общалась Анастасия Похлестова:

– Как они появляются в театре?

— Сами размножаются. Но иногда я не могу пройти мимо уличной кошки. Бывает, нам подбрасывают котят. Мы их раздаем, но самых талантливых оставляем в театре.

А в 2019 году к нам в очередной раз заглянула Елена Ваенга.

— Так прямо и сказала организаторам: или Бобруйск, или никуда не едем, — приоткрыла гастрольное закулисье певица.

Зал взорвался аплодисментами. Свою любовь к городу Елена объяснила особой атмосферой, присущей Бобруйску. «Ну и, конечно, зефир», — аргумент, против которого не попрешь». Концерт описывал Дмитрий Суслов.

Но не только звездам большой величины есть место на сцене Дворца искусств. Все трудовые коллективы Бобруйска отмечают свои юбилеи здесь. Милиция, медики, ветеранские организации, рабочие коллективы предприятий отмечают здесь профессиональные праздники.

Здесь собираются школьники, чтобы стать частью новогоднего чуда и встретиться с Дедом Морозом. А молодежь кружится в танцах на рождественских балах. Здесь проходят конкурсы «Мисс Беларусь», «Мисс Школьная пора», конкурс двойняшек… Некоторые мероприятия Дворец организовывал совместно с «Коммерческим курьером».

«Коммерческий курьер» и Дворец искусств объединяют не просто статьи и фото. Это история, наша с вами — со всеми читателями, со всем городом. И пока во Дворце звучит музыка, вдохновляя зрителей в зале, мы будем переносить эти эмоции на газетные страницы, делясь ими со всем Бобруйском.

Подготовила Екатерина ГУГАЛОВА
Фото из архива редакции