Сокровища худколледжа

Любой выпускник бобруйского худколледжа знает об этом Ильиче. Деревянная двухметровая скульптура венчает перспективу огромного выставочного зала, набитого дипломными работами мастеров и выпускников колледжа: резчиков, чеканщиков, художников, керамистов. Тот же посвященный, заведя разговор о Ленине, обязательно добавит, что Ленин — это так, а вот Комнаты — это да. Чтобы узнать подробнее о сокровищах УО «Бобруйский государственный профессионально-технический колледж им. А. Е. Ларина», мы обратились к преподавателю этого учебного заведения Тамаре Ивановне Лабко.

Музеи художественного колледжа, который скоро будет отмечать 70-летие, начали формироваться около сорока лет назад. И тут надо отметить заслугу народного учителя СССР, доктора педагогических наук, бессменного директора художественного училища № 15 до 1999 года Аркадия Егоровича Ларина. Правда, признание на уровне страны, победа в конкурсе музеев в прошлом. «Да, нам есть что показать, но зарабатывать мы на этом не можем. Состояние помещений такое, что рука не поднимется брать деньги за экскурсии», — говорит куратор. Вообще-то ставка директора музеев упразднена несколько лет назад. Тамара Ивановна начинала экскурсоводом в 1986 году, позже стала директором и сейчас продолжает работать на общественных началах.

Первый музей, куда нам дорога с шумными первокурсниками — Музей белорусского народного творчества. Желтое деревянное здание со множеством резных украшений — дореволюционный дворянский дом. Он перевезен на территорию колледжа из района нынешней ул. Шмидта в семидесятые.

Три просторные комнаты с высокими потолками занимает коллекция оригинальных предметов народного быта, которую собирали в этнографических поездках учащиеся и мастера. И еще один зал отдан под образцы продукции Слуцкой, Верхнедвинской, Могилевской, Пинской, Мозырской, Жлобинской фабрик художественных изделий. Не в обиду городскому краеведческому музею — народный быт в музее худколледжа представлен куда разнообразнее и полнее. Нашлось место для имитации интерьера деревенской хаты с печью, лежанкой, обеденным столом, ткацким станком и расписным сундуком. В наборе аутентичной глиняной посуды жбаны, квасники, гляки, горшки. Стены украшают панно в любопытной технике: роспись по стеклу с подложкой из фольги. Эти необязательные предметы вроде керосинки, маленьких настенных часов на неоштукатуренной стенке из кругляка уточняют интерьер, придают эффект жилого помещения.
Когда экскурсия по музею народных ремесел для будущих резчиков заканчивается, вместе с фотокором и Тамарой Ивановной мы идем к выставочному залу. Это отдельное капитальное здание. Так же, как и музей народных ремесел, зимой оно не отапливается уже с полдесятка лет. Потолок в крупных чешуях отслоившейся краски, Ленин на фоне витражей доминирует над помещением размером со спортивный зал. Ильича сработала в 80-х годах группа мастеров и учащихся. «Скорее всего, это был заказ. Наше училище было учебным заведением всесоюзного значения, работы постоянно участвовали в союзных и иностранных выставках, — рассказывает Тамара Ивановна. — Эта скульптура сразу после изготовления отправилась путешествовать по выставкам. К нам она вернулась в начале 90-х годов, приехала из Минска».

Помимо Ильича, в выставочном зале есть на что посмотреть, в том числе на чеканку и роспись по фарфору. Этому в колледже больше не учат. В расставленных работах видны труд и мастерство и, почти всегда, индивидуальность.

В средневековье шедевром называли лучший образец изделия, изготовленный ремесленником-подмастерьем на собственные средства. Если шедевр одобрялся, то ремесленник вступал в цех, признавался мастером и мог открыть собственную мастерскую. Следуя такому определению, можно смело назвать выставочный зал худколледжа хранилищем шедевров.

Однако самое интересное впереди, за незаметной дверью в выставочном зале. Воздух в музее истории мебели влажный, застоявшийся, насыщенный пылью, каким ему и полагается быть в настоящей сокровищнице. Мозаичные деревянные полы шатки, и поэтому в анфиладе из шести комнат посетители передвигаются с опаской. Готика, барокко, рококо, классицизм, бидермейер и, наконец, обобщенный «современный» стиль — каждая из небольших комнат оформлена тематической мебелью и подходящими аксессуарами, вроде скатертей и ваз. Ансамбли вполне законченные и «жилые». В «исторических» интерьерах стены затянуты тканью. Многие предметы меблировки, особенно резного дерева, сработаны в мастерских училища. Однако есть исторические вещи: например, гарнитур ампирной мебели XIX века из 14 предметов — когда-то его выбросили военные. Или туалетный столик с мраморной столешницей в зале рококо, или оружейный шкаф «из Беловежской пущи» в зале бидермейер. А в «современном» интерьере красуется угловой кухонный диван. «Если бы эти помещения хотя бы отапливали — учащиеся не выдержали бы и по своему почину взялись бы за валики и кисти», — вздыхает хранительница. Дольше десяти минут в музее мебели оставаться сложно — летающие в воздухе споры плесени кажутся видимыми. Планы по восстановлению отопления у колледжа есть, но их осуществление, как обычно, упирается в финансы.
Есть ли шанс у посторонних увидеть коллекции колледжа? Конечно. Студенты творческих специальностей из Минска и Витебска специально приезжают в музей на экскурсии. У школьников есть возможность осмотреть сокровищницу худколледжа в рамках профориентирования. У абитуриентов — в День открытых дверей. Наконец, можно просто обратиться с просьбой об экскурсии в приемную колледжа.

Анна ЛАПИЦКАЯ

Фото Андрея ЖУРАВЛЁВА

Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа Сокровища худколледжа