«Дорогая редакция! Обращаюсь к вам с большой просьбой. Очень прошу, опубликуйте в вашей газете народное средство от порчи, сглаза и от подделывания. Я постоянно выписываю вашу газету и буду вам очень благодарна».

Анна К

— На вас порча! Не верите? Тогда обратитесь к любому «народному» целителю. Он обязательно скажет, что на вас порча. Да еще и подскажет, кто ее навел (чтобы вы потом годами мучились непреодолимой ненавистью к этому человеку). Впрочем, он тут же вас успокоит, предложив снять ее, окаянную, методами «народной» медицины.

Итак, о «порче». Понятия «сглаза» и «порчи» не церковные, к христианской вере не относящиеся, напротив — это понятия суеверные.

Материал был опубликован в газете от 4 октября 2000 года № 78

Суеверие — это своего рода духовная болезнь, безо всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, т. е. весьма странную смесь псевдорелигиозных взглядов, где находится место и ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни (впрочем, некоторые целители отсылают своих пациентов в церковь, например, предписывая им «пройти шесть сеансов исповеди». Вот так-то! Ни много ни мало — «шесть сеансов», а потом, мол, живи, как хочешь). Суеверно мыслящий человек ощущает себя как бы находящимся в центре всемирной борьбы добра и зла, так что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет обороняться от злых сил. При этом понятия воли Божией, Промысла Божия и Его попущения суеверу совершенно чужды. Не знает суевер и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются могучим воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь, или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Так значит, колдуны и ворожеи реально существуют и могут вредить? Да, связь с сатанинскими силами в виде колдовства, ворожбы и заговоров существует с давних времен и отрицать ее — все равно, что отрицать наличие самого князя тьмы — дьявола. Но их же негативное влияние на нас возможно только попущением Божиим и всегда имеет вполне конкретную цель: укрепление человека в вере и осознание человеком того, что только Бог — наш единственный заступник.

Бог премудр и милосерд, дьявол хитер и коварен. Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупредил нас: «... по вере вашей да будет вам». Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути, тем и будете руководствоваться в жизни. Это очевидно. Господь ежедневно и ежечасно испытывает крепость нашей веры в жизни, в делах и поступках, через нашу реакцию на события, происходящие как с нами, так и вокруг нас. Если вера в Бога опустилась до суеверий, то Господь часто попускает исполняться этим приметам, а колдовским чарам и наговорам — произвести свое действие для того, чтобы вразумить маловера, открыть ему духовные очи на его грехи, страсти и пороки, очистить скверну. Да вот беда: осознать суевер этого не хочет, напротив, греховный образ жизни его вполне устраивает, менять его он не желает. Потому и возникает у него лукавая мысль: «Это мне сделали». А в подтверждение ей и другая: «Раньше же все было хорошо, а теперь стало плохо». При этом суевер думает, что если одним тайнодействием в его жизнь пришли беды и скорби, то другим отдельным действием все будет поставлено на место, и он далее заживет припеваючи тем же греховным образом, т. е. пытается найти «контрзаговор». И тут необходимо обратить внимание на тех, кто подогревает такие мысли, на тех, кто распространяет суеверия в нашей стране. Процент безграмотных старушек в этом деле очень мал. Новое поколение служителей тьмы «трудится» на ниве, подталкивая народ к краю духовной пропасти. Это всем известная армия колдунов, магов, экстрасенсов, парапсихологов, целителей, астрологов, вещуний и вещунов, гадателей и прорицателей, лжемессий и лжепророков, сектантов и просто сатанистов. Какими только «чудесами» ни пытаются эти слуги тьмы подкрепить свои полномочия! Исцеление по заказу на глазах у изумленной толпы, предсказание будущности, решение семейных конфликтов, любовных затруднений и т. д. и т. п. Никакими методами не пренебрегают для внушения доверия! Тут и иконки, и крестики, и молитвы. Да и целители порой имеют самый церковный вид. Например, баба Нюра, она же Анна- «спасительница», на рекламе изображаемая непременно с иконой Божией Матери и с распятием в руках. С одной стороны, создается иллюзия сотрудничества колдуна и Церкви, с другой — внушается мысль о том, что он во власти добрых, светлых сил. Множество статей, книг, разоблачающих тайные замыслы безбожного фронта, уже написаны, множество доводов и подтверждений из Священного писания приводят их авторы о пагубности подобных связей с дьяволом. Но не ошибусь, если скажу, что самое потрясающее подтверждение сатанинской сущности деятельности всех колдунов и экстрасенсов получаем мы, священники, каждый раз, когда к нам обращаются жертвы, «вылечившиеся» у них, или те, кто просто общался с магическими силами. Вид их жалок, и от страшных последствий «лечения» они порой подолгу находятся в психиатрических лечебницах. Зрительные и слуховые галлюцинации, страхи, мания величия или преследования делают из этих людей лишь подобие человека. Жизнь их невыносима. Причина этой ужасной картины проста. Человек поверил колдунам и их силе, а через веру, как известно, мы отдаем свою волю тому, кому доверяем.

В заключение хотелось бы всех верных чад Церкви призвать задуматься над тем, что во многом и мы являемся виновниками сей возрастающей мерзости. Именно склонность к суевериям дает почву для существования магических явлений. Если бы каждый верный христианин хотя бы предупредил, отговорил своих суеверных друзей и родственников от опасного шага и направил бы в храм с их бедами и скорбями, то масштабы страшного роста поклонников сатаны не были бы такими огромными. А ныне получается, что, используя кажущиеся невинными и безобидными грехи суеверия, веры в приметы и т. п., враг рода человеческого продолжает свое разрушительное шествие. Слишком коротка эта связь между верой в черную кошку, пустые ведра, сглаз, порчу и прямым служением сатане.

Так как же избавиться от «порчи»? Во-первых, начисто о ней забыть. Во-вторых, осознать, что реальные беды и скорби, посетившие нас — от греховной жизни и есть действие благодати божией, призывающей к покаянию. В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Православной Церкви, но не на уровне участия в «сеансах исповеди», а с искренним раскаянием в прежних грехах, с намерением воспринять всем сердцем своим церковное вероучение и благочестие, с желанием приобщиться к благодати Таинств Церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.

Дмитрий ПЕРВИЙ