Из описи XVII века.

Летописные источники прошлых веков доносят до нас скупые сведения о храмах Бобруйска. Известно, что в начале XVII века в городе действовало три храма: древнейшим из них была церковь Святого Николая, а еще — Успенская и Ильинская. Все они находились в старом городе.

Данные переписи 1620 года свидетельствуют, что в Бобруйске было 409 домов, 75 лавок, мельница, костел, замок. Занятиями жителей города было в основном ремесленничество и торговля.

В ходе восстания Хмельницкого Бобруйск был взят казацко-крестьянскими войсками в 1648 году. В следующем году его штурмовали польско-литовские вой­ска во главе с Янушем Радзивиллом. В отместку за поддержку восстания горожане после взятия Бобруйска Радзивиллом подверглись массовой резне.

В 1655 году Бобруйский замок был взят на короткое время казаками Ивана Золотаренко, которые при отступлении сожгли его. Немногочисленным оставшимся в живых жителям пришлось восстанавливать город из пепла.

Исследования сотрудников Комиссии по канонизации святых на территории Бобруйской епархии позволяют впервые за всю многовековую историю церкви на Бобруйщине представить читателям информацию о древних храмах.

В 1680–1682 годах были проведены описи униатских церквей Минской и Новогрудской епархий, которые явились в своем роде первыми массовыми письменно утвержденными документами, что сохранились до нашего времени. Они охватывают большую территорию (13 протопопий), имеют описание церквей почти всех центральных и частично западных и восточных белорусских земель. Информация, которая содержится в описях, позволяет не просто показать особенности религиозной жизни в определенной местности, а дает возможность представить общую картину христианской церкви в Великом Княжестве Литовском в конце XVII века и особенностей конфессиональных отношений того времени.

Согласно документам, инициатором проведения визитов явился митрополит Киприан Жаховский. Следует отметить, что с самого начала своей деятельности (1674 год) владыка Киприан приложил немало усилий по определению количества подвластной паствы и клира церковного. Причины для этого были следующие: в 1654 году во время первого этапа войны Московской державы с Речью Посполитой большая часть архива униатских митрополитов, который в то время находился в Полоцке, была уничтожена.

По распоряжению митрополита издается указ, в котором определяется время проведения визитов, ответственные лица и структура разделов. В общей сложности визитами были охвачены 212 церквей и 104 часовни. Это почти вся территория Минского и Новогрудского поветов и ряда других. Имеются сведения о большом количестве населенных пунктов (около 1400).

Стоит отметить, что самые ранние из дошедших до нас описей церквей Киевско-Виленской митрополии датируются 1666 годом. Но этот документ единичный. Современный исследователь униатской церкви украинский историк И. Скачалис утверждает, что иных описей церквей Киевско-Виленской епархии до 80‑х годов XVII века не сохранилось.

Таким образом мы с сожалением вынуждены констатировать, что сравнение структуры состава описей 1680–1682 годов с более ранними аналогами невозможно в силу отсутствия последних.

Перевод данного документа с польского языка на русский сделан впервые и полностью соответствует оригиналу.

* * *

Протопопия Бобруйская. Город Бобруйск. 5 февраля 1682 года

Церковь Николая Чудотворца

Преподобный Евстахий Саховский, протопоп бобруйский в церкви Николая Чудотворца в Бобруйске. Имение польских королей. Во владении милостивой жены маршалка Великого Княжества Литовского Полубинской. Сама церковь деревянная. Внутри должным образом украшена иконами.

На Престоле Дарохранительница почтенно в оловянном облачении стоит аккуратно. Серебряная чаша с патиной, звездой и ложечкой. Два литийных прибора. Два малых покрывала, третье большое махровое. Антиминс святой памяти милостивого Владыки Коленды в порядке. Двадцать семь шалей. Камчатый антепендиум.

Книги: печатное Евангелие в бархатном красном и серебряном переплете, с одной стороны — серебряная пластина, серебряные кожухи, а с другой стороны — латунные пластинки по углам и по середине, Типикон, Церковный устав, Триодь постная и цветная, Апостол, Ирмология, Минея, Осмогласник. Другие книги почтенного отца протопопа.

Наряд священника: один подрясник из тканого полотна, второй — из простого полотна с амиктом и пестрым шелковым поясом. Четыре подризника. Фелони — новая атласная зеленая, вторая — пластинчатая, третья — черная шелковая, четвертая — камеловая. Три комплекта нарукавников, один — атласный темно-зеленый, второй — камчатый, третий — простой, махровый. Две текстильных епитрахили.

Двадцать шалей на разных иконах. Рушники на двадцати разных картинах.

Вотивы на разных иконах, то есть на иконе Святого Спаса — шесть серебряных табличек, на иконе Святого Николая — две серебряные таблички, на иконе Пресвятой Богородицы — серебряная корона, на Господе Иисусе — серебряная корона и серебряные позолоченные мантии на двух плечах, четырнадцать табличек, восемь малых и больших крестиков, серебряный ангел, серебряный крест.

Два латунных кадила. Жестяный сундук для хранения. Латунная лампада. Большой бронзовый подсвечник. Другие деревянные подсвечники. Две шелковых темно-зеленых хоругви, две серых и красных, две черных из штамета. В Царских вратах темно-зеленая завеса из штамета, вторая — из полотна.

Три колокола на звоннице, один для оповещения.

Земля той церкви — одна волока, вторую иметь необходимо. Застенки сенокосов вели от реки Бобруйки и заканчивались у Демидковской мельницы.

Дом священника на купленной земле: белая изба с чуланом, сенями и пекарней, двумя амбарами, сарай с деревянным забором, 48 одрин, деревянные коровники.

Приход: в городе Бобруйске, деревнях Брожа, Ковчиха, Зеленковичи. Всего 535 душ. Сам священник примерный и набожный. Показывал метрику, мирницу. В тот же день того же месяца в городе Бобруйске.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Преподобный отец Игнатий Царикович, пресвитер Церкви Успения Пресвятой Богородицы. Владение королей. Сама церковь деревянная. Внутри должным образом украшена иконами.

На Престоле Дарохранительница почтенно в оловянном окладе стоит аккуратно. Оловянная чаша и литургические сосуды. Один литийный прибор. Два малых текстильных покрывала. Антиминс в сохранности. Тридцать шесть рушников.

Книги: Евангелия Учительная, Триодь цветная, Минея, церковные Октоихи. Другие книги.

Наряд священника: тканый подрясник с поясом, табиновая золотистая фелонь с епитрахилью и нарукавниками, вторая — белая, простая, со всем прочим облачением.

Три латунных подсвечника. Латунное кадило. Жестяная мирница. Большое покрывало, шитое на полотне. Серебряный крест. На столе два рушника. На разных иконах семнадцать рушников.

Вотивы на иконе Пресвятой Богородицы: серебряная корона, семь табличек, четыре ягненка, семь серебряных крестиков.

Зеленый гарусовый антепендиум. Штора у Царских ворот красная гарусовая. Три пары хоругвей. Одна — самотканая, вторая — гарусовая зеленая, третья — гарусовая красная. Большая подвесная лампада из бронзы в середине церкви. Братские лампады — пять.

Колоколов на звоннице два, для оповещения — один.

Земля той церкви — 1 волока из сенокоса.

Плебания: пекарня с кладовой и сенями, овен с деревянным коровником.

Приход: в городе Бобруйске — 26 домов, деревни Плесы, Тажиловичи, Овсимовичи, Воротынь, Хомичи, Костричи и Глубоковичи. Всего 555 душ.

Сам священник примерный. Метрику представил того дня в том же месте в городе Бобруйске.

Церковь Святого Илии

Преподобный отец Гавриил Пешко, пресвитер церкви Святого Илии в Бобруйске, в королевском владении и во владении милостивой госпожи Полубинской, жены маршалка Великого Княжества Литовского. Сама церковь деревянная, внутри должным образом украшена иконами.

На Престоле Дарохранительница почтенно в оловянном окладе стоит аккуратно. Оловянная чаша со всем литургическим комплектом. Один красивый литон. Два малых покрывала, третье большое шелковое, бордовое. Антиминс святой памяти милостивого Владыки Коленды. Два антепендиума, один черный, второй зеленый. Семнадцать рушников на Большом Престоле и на жертвеннике.

Печатное Евангелие в зеленом атласе, на котором четыре серебряных звезды, наугольники, а посередине — серебряная табличка, сзади — четыре серебряных подставки, московский написанный Типикон, трехмесячная написанная Минея, Триодь цветная, церковные написанные Октоихи. Другие книги. Серебряный крест.

Наряд священника: один подризник с амиктом и поясом. Красная камчатая фелонь, зеленые нарукавники из бурата.

Десять рушников на разных иконах. Две гарусовых красных хоругви. Сшитая занавеска на Богоматери. Серебряное кадило. Два латунных подсвечника.

Два колокола на звоннице, один — для оповещения.

Земля той церкви — одна волока, на которой построена пресвитерия: белая изба с сенями и пекарней, два амбара, сарай с забором, деревянные одрины.

Приход: в том же городе Бобруйске — 55 домов, деревня Подречье, Столпище, Ольса, Плесы, Шараевщина, Дунинщина. 531 душа.

Сам священник примерный. Показывал метрику крещений и венчаний и мирницу.

Подготовили
Галина ПОСПЕЛОВА, сотрудник комиссии по канонизации святых

Протоиерей Димитрий ПЕРВИЙ, председатель комиссии по канонизации святых

При написании материала использованы сведения из книги «Визиты униатских церквей Минского и Новогрудского соборов 1680–1682 г. », ЛисейчиковД.В.

ru.wikipedia.org/wiki/Бобруйск

Для справки

● Протопоп — священник, высший сан белого духовенства, существовавший в РПЦ с 16 до начала XIX века, затем сан протопопа вышел из употребления и заменен титулом протоиерей; глава протопопии, т. е. благочиннического округа.

● Протопопия — территория, относящаяся к сфере деятельности протопопа.

● Вотивы — различные предметы, приносимые в дар Богу по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо иного прошения.

● Плебания — двор священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в XVI–XX веках. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки.

● Антепендиум — завеса или плита с украшениями на передней стороне престола.

● Одрина — хлев для хранения сена.