Пустые торговые центры, рынки и объявления «сдам в аренду павильон» — картина распространенная. Я решил пройти по торговому Бобруйску и разобраться, что же происходит. Расследование я начал 22 января, чтобы проследить ситуацию в торговле за неделю, и закончил 31 числа — в последний день отпуска многих предпринимателей. Сперва отправился на центральный рынок.

В пятницу, 22 января, здесь было довольно многолюдно. И это объяснимо — бобруйчане за многие десятилетия привыкли к рынку. Еще пять лет назад здесь можно было приобрести практически любую вещь: заморские турецкие джинсы, польскую обувь, знаменитые куртки «Аляска» и многое другое — в общем, одеться по последнему писку моды. Сейчас же ассортимент скорее напоминает список предметов первой необходимости — валенки, чтобы не замерзнуть, некоторые продукты питания, изредка попадались павильоны с дешевой белорусской одеждой. Но большая часть торговых точек просто-напросто была закрыта.

Бобруйские ИП: отпуск или завершение?

Что же произошло?

Ответ мне дали в первом же попавшемся магазинчике у выхода с рынка. Ирина Насонова убирала павильон. «Вы работаете?» — с надеждой в голосе спросил я. «Нет, — коротко ответила женщина. — Я в отпуске, зашла навести порядок». Из беседы выяснились детали массового отпуска. Подготовка к отдыху началась два года назад с указов о регулировании предпринимательской деятельности и сертификатах. «Это было начало конца, — рассказывает Ирина. — Мы должны были привозить сертифицированный товар с сопроводительными документами. Россияне и украинцы вертели пальцем у виска и отказывались предоставлять необходимые бумаги. Можно было работать с более крупными оптовиками, которые предусматривали эти документы, но в таком случае цена на товар увеличивалась в разы». Время «Ч» наступило 1 января 2016 года. Россияне предлагают решить вопрос «липовыми» сертификатами за деньги, но это рискованно. Единственный выход для многих — прекратить свою деятельность, тем более что экономическая ситуация в стране на ближайшее будущее оптимизма не внушает.

Бобруйские ИП: отпуск или завершение?

«Что вы будете делать дальше?» — спрашиваю я. «Уеду. В Москву или Питер, пока не решила. Остальные об этом тоже подумывают. Кто-то уедет в Россию, некоторые в Европу к родственникам», — отвечает Ирина. Но подавляющее большинство останется в Бобруйске — не у всех есть бабушки в Париже.

Готов ли центр занятости к такому повороту событий?

У Ирины Насоновой официально работает продавец. В Бобруйске зарегистрировано 1064 предпринимателя, занимающихся розничной торговлей. На 29 января единый налог заплатили 597 предпринимателей. Другая половина может закрыть бизнес уже в феврале. У каждого работают минимум один-два продавца. Все эти люди могут оказаться на улице без возможности заработать себе на хлеб. Нельзя сбрасывать со счетов и «статью о тунеядстве».

Куда пойти работать?

Служба занятости сейчас предлагает порядка 450 вакансий на предприятиях. Но, как отметила начальник отдела содействия в трудо­устройстве Зинаида Новикова, с 1 января еще ни один предприниматель не обратился с просьбой трудоустройства: «Сама процедура закрытия ИП не простая — не одним днем. Если сейчас частники решат прикрыть бизнес, то в службу занятости они придут не ранее апреля. Не надо забывать и о наличии высшего образования: у кого-то оно есть, у кого-то нет. Вакансии будем предлагать в зависимости от специальности людей, но конкретнее пока ничего сказать не могу».

Многие из оставшихся без работы — те, кому за 40, а в этом возрасте трудо­устроиться сложнее.

Где теперь будут одеваться бобруйчане?

Бобруйские ИП: отпуск или завершение?

Я продолжил свой путь в ТЦ «Березина» и «Силуэт». Торговые центры пустовали. Лишь несколько павильонов были открыты. В одном из них я увидел покупателя. Оксана Давыдова выбирала игрушки для своих детей. «Как вы относитесь к тому, что многие предприниматели приостановили свою деятельность?» — задаю вопрос посетительнице. «Отрицательно, у меня двое маленьких детей — растут быстро. Раньше я одевала их у частника, теперь же мне ничего не остается, как покупать одежду в крупном сетевом магазине. 600 тысяч за джинсы вместо 300 тысяч, и это на один сезон!» — сокрушается Оксана.

Как оказалось, людям не столь важны сертификаты, ведь пока валюта дорожает, покупательская способность падает, и каждый старается найти вещи подешевле.

Что же будет с торговлей?

Через неделю в воскресенье, 31 января, я проделал тот же путь. На центральном рынке картина уже веселее — толпы покупателей, заполненные товаром павильоны. Неужели все вышли из отпуска? Мое предположение развеял первый же предприниматель. Представляться отказался. Он не­охотно рассказал, что такую картину можно увидеть только в выходные дни и только потому, что у предпринимателей закончились сбережения. Чтобы оплатить налоги, коммуналку и купить продукты, им приходится рисковать. «Почти ни у кого нет документов, но что нам остается делать?» — рассказывает мужчина. — «Я уже начал искать работу, в интернете вроде вакансий хватает, но на деле — они фиктивные».

В торговом центре «Березина» все павильоны были открыты — покупатели примеряли обувь, верхнюю одежду, никого не волновали ни документы, ни сертификаты. А я поинтересовался, на что получил достаточно сухой ответ: «на эту тему не буду говорить».

Бобруйские ИП: отпуск или завершение?

Следующие пункты назначения — ТЦ «Силуэт» и новый «Вэстор». Первый ничем не удивил — как были там неделю назад закрыты торговые точки, так и остались. «Вэстор» же поражал своей стабильностью. И терминалы, и сертификаты, и сопроводительные документы — полный комплект. Но есть здесь свои подводные камни — высокая аренда и брендовый товар не позволяют установить конкурентную цену. И как следствие, я насчитал всего восемь посетителей торгового центра. Зато по городу начали появляться торговые сети, которые выставляют товар по бросовым ценам — очереди на кассе там тянутся до самого входа-выхода. «Крупные» россияне и белорусы демпингуют за счет товарооборота.

Когда подавался пакет документов 222-го указа на подпись, в экономическом обосновании независимые эксперты, в том числе и отечественные, предупреждали, что его действие может привести к потере поступлений в государственный бюджет. Ожидалось, что финансовые потоки перехватит крупный бизнес, и налоги будут компенсированы. Но на деле кризис коснулся всех, и торговые сети пока не заполнили освобождающуюся нишу. Поэтому у нас сегодня полупустые торговые центры, а город пестрит объявлениями «сдается в аренду».

Февраль уже наступил. Первого числа состоялся форум предпринимателей в Минске, на котором затрагивались вопросы, волнующие как предпринимателей, так и рядовых граждан. Ответов на них пока нет.

Евгений ЮШКОВСКИЙ

Фото автора