Лет 25 назад большинство квартир бобруйчан были обставлены стандартными наборами мебели: стенка «Свирь» и спальня «Чародейка» от фабрики Халтурина, кухня «Ольга» от фабрики им. Осипенко и могилевский мягкий угол «Гортензия». Сегодня каждый стремится к тому, чтобы обстановка в квартире отличалась индивидуальностью, неповторимостью. Благо, есть из чего выбирать. Когда-то бобруйские мебельщики процветали. Сегодня не лучшие времена переживает «ФанДОК». Фабрика кухонной мебели им. Осипенко и вовсе прекратила свое существование. А как живется старейшему предприятию деревообработки — ЗАО «Бобруйскмебель»? Об этом наш разговор с генеральным директором предприятия Александром НЕПОГОДИНЫМ.

— Сегодняшний покупатель не избалованный, а образованный, — говорит Александр Сергеевич. — Он, к примеру, понимает, что мебель должна быть чистой, здоровой. Ламинат и смолы дешевле, но мы делаем упор на натуральную древесину: ДСП идет только на боковые стенки. Используемое нами сырье — массив сосны, березы, дуба, бука, орех, а также импортный лак и экологически чистые красители. Мы производим любую мебель, включая различные модульные программы. Рассчитывая на среднего покупателя, можем удовлетворить запросы и самого требовательного.

Руководитель предприятия отметил, что реорганизация производства, начатая в 2005 году, позволила не то чтобы полностью избавиться от всяческих проблем, но сделать значительные подвижки в сторону подъема.

— Мы много работаем над сокращением издержек: избавились от бартера, который ввел предприятие в тяжелую экономическую зависимость. Упорядочили нормы расходов на сырье и материалы, экономим электрическую и другие виды энергии. Наша котельная работает на отходах производства — опилках и щепе. Своими силами возвели новый участок лесопиления. Избавились от пустующих площадей, в частности, недостроенного объекта площадью в несколько гектаров на улице Орловского, базы ОКСа. С долгами по фонду соцзащиты рассчитались полностью и практически — с долгом государственному таможенному комитету. Помог кредит «Белинвестбанка», полученный при помощи правительства страны летом 2005 года.

На вопрос о кадрах Александр Непогодин ответил, что сокращения как такового не было: в городе довольно большой рынок труда, и кто-то из работников нашел более денежную работу. «Это не сокращение, а упорядочение численности, в основном ИТР и служащих. К примеру, в отдел сбыта пришли новые инициативные кадры, которые хотят и учатся продавать нашу продукцию». На предприятии, насчитывающем 1337 работников, жестко стоят вопросы дисциплины: только за прошлый год 27 человек уволены за прогулы и пять — за пьянство.

На протяжении многих лет в нашем городе и столице работают фирменные магазины «Бобруйскмебели», где товарооборот за последние несколько лет увеличился примерно в пять раз. В мае 2006 года предприятие открыло торговый объект в областном центре.

Предприятие знаменито своей спецмебелью: «Без ложной скромности могу утверждать, что по выпуску этого вида продукции фабрика занимает ведущее место в стране, — сказал Александр Сергеевич. — По спецмебели всегда есть пакет заказов на несколько месяцев вперед. В цеху работают уникальные специалисты».

Овальный и круглый залы Президентского центра Национальной библиотеки, Национальный художественный музей, 4-й и 5-й этажи новой гостиницы «Турист» в Бобруйске (два VIP-номера со спальнями, выполненными в белой и фисташковой эмали), реконструкция театра им. Дунина-Марцинкевича — дело рук бобруйских специалистов. Практически выполнен заказ для столичного пятизвездочного отеля «Европа» в стиле модерн. На «Дажынках» выполнили заказов более чем на миллиард рублей, готовы делать мебель на реконструкцию Мирского замка.

Мебель с бобруйской маркой популярна в дальнем зарубежье. 1 миллион 200 тысяч евро — такова стоимость товара, отправленного в минувшем году в Германию, Англию и Францию. Лет восемь назад один француз увез из Бобруйска первую в Беларуси партию мебели из натуральной сосны с элементами старения. Директор фабрики мягкой мебели Анатолий Чваньков продемонстрировал шкафы и комоды, утверждая, что спрос на мебель, где «семейка точит древесину», растет у французов в геометрической прогрессии. А, к примеру, комплекты корпусной мебели с удовольствием покупают немцы и англичане. «Мягкая мебель выполняется только под заказ, — подчеркивает Анатолий Петрович. — С тем, чтобы 100-процентно попасть в сырье и материалы».

Значительный процент товаров народного потребления, выпускаемых на фабрике, расходится по Беларуси и странам ближнего зарубежья — в Россию, Литву, Латвию, Молдову, Казахстан. Многочисленные выставки в Киеве, Сочи, на Красной Пресне, в Минске, откуда «Бобруйскмебель» неизменно привозит дипломы, способствуют укреплению торговой марки предприятия.

Впереди — модернизация котельной и компрессорной, цехов сушильного хозяйства, перенос автотранспортного цеха из Дедново на головную площадку.

— Наша мечта — высокоразвитое предприятие с высоким уровнем рентабельности, конкурентоспособной продукцией, — поделился с нами в завершение разговора Александр Непогодин — потомственный мебельщик, который четверть века отдал предприятию. — Недавно у нас побывал мэр города Дмитрий Михайлович Бонохов, который обещал содействие в решении любых вопросов. Мы всегда благодарны за помощь, но в первую очередь должны рассчитывать на себя. Успехи последнего времени вселяют определенный оптимизм в отношении будущего «Бобруйскмебели».

Инна БОГДАНОВИЧ

Фото Федора ПРОКОПОВА