null

В десятый раз собирает керамистов из разных стран международный пленэр по керамике «Aрт-Жыжаль». Электрические печи никогда не дадут того неповторимого эффекта, какой дают обжиги в открытом пламени. Потому и едут к нам художники. Новые условия творчества рождают совершенно новые пластику, цветовые решения, образы.

На три года форум пере­ехал на базу отдыха «Дом рыбака» СПК «Рассвет», что в Кировском районе, в 60 километрах от Бобруйска. Сейчас пленэру возвращена «бобруйская прописка» — он снова проходит в Вербках, на базе гостиничного комплекса ОАО «ФанДОК», отремонтированного насколько это было возможно.

На прошлой неделе из Чигиринки в Вербки были перевезены печи. Работы было много: выкопать, разобрать, погрузить, отвезти на новое место. Сложить три печи заново еще предстоит.

Сегодня авторы приехали и расположились, завтра — уже начнут творить. Еще неделя и зажжется живой огонь в горнах. Обжиги — процесс сложный. Художникам предстоит сидеть у печей до глубокой ночи.

Что они «испекут» на этот раз, первыми узнают бобруйчане. Выставка «Круг огня» откроется в выставочном зале городского художественного музея имени Георгия Поплавского. Затем она будет экспонироваться в Могилевском областном художественном музее имени Павла Масленикова и в столичном Музее современного изобразительного искусства. В каждом городе — по три-четыре недели.

Сегодня — лишь первый из 22 дней, отведенных художникам на поиски и решения пластических образов в декоративно-прикладном искусстве. Приехали 25 авторов из десяти стран: Азербайджана, Беларуси, Венесуэлы, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Сербии, Украины. Впервые на форуме художники из Азербайджана — Мир-Теймур Ибрагим-оглы Мамедов и из Сербии — Ясмина Диклик. Оба опытные, от обоих бессменный руководитель проекта, председатель Бобруйской организации Белорусского союза художников Валерий Колтыгин ждет творческих находок:

— Я обычно приглашаю на пленэр профессионалов, в крайнем случае — тех, кто уже учится на художников-керамистов в вузе, — объяснят Валерий Колтыгин. — Приезжают и мастера, не получившие профессионального образования, но занимающиеся керамикой постоянно и талантливо, вращающиеся в международном движении. Не все профессиональные художники любители ездить на семинары и симпозиумы.

Студентов в этом году двое — из Академии искусств РБ и из Белорусского университета культуры и искусства. Из Баркисимето, штат Лара (Венесуэла), приехали сразу трое авторов. Ригоберто Антонио Навас Лагуна — впервые, а Геннадий Мерц, русский по происхождению, — уже во второй раз. Геннадий больше десяти лет живет на северо-западе Венесуэлы вместе с женой и сыном.

Тема пленэра прежняя — «Скульптура в пространстве интерьера». Судьба работ? В этом году керамисты оформляют интерьер Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара. Одна из старейших библиотек Бобруйска в прошлом году отметила 70-летие. «Это дар городу, — уточняет Колтыгин. — Кроме того, одну работу художники традиционно подарят музею Поплавского. Там собралась уже приличная коллекция — более 500 единиц. Есть уникальные вещи, и география обширная». Колтыгин давно мечтает о музее керамики в Бобруйске. Городские власти пообещали разместить музей в одном из бастионов крепости, после ее реконструкции.

А что, очень даже может быть. Когда-то идея Международного пленэра по керамике в Бобруйске казалась слишком смелой, неожиданной и трудноосуществимой. А сегодня пленэрами «Aрт-Жыжаль» может гордиться Беларусь. Три года назад Валерий Колтыгин стал обладателем специальной премии Президента Республики Беларусь за достижения в сфере искусства, главным образом за «Aрт-Жыжаль». В сентябре Валерий Аркадьевич отметит 65-летие.

Евгения КОРКИЯЙНЕН

Фото Александра ЧУГУЕВА,

Федора ПРОКОПОВА

null